Пресса

Ни разу не слышал о том, что кто-то, послушав «Ят-Ху», захотел кого-то убить (газета "Красноярский комсомолец")

«Без конфликта музыка не будет никому интересна»

Он стал популярным на Западе еще 15 лет назад. Получил со своей группой кучу престижных премий, номинировался на музыкальный «Оскар», премию Grammy. Между тем он очень легок и приятен в общении в отличие от своих коллег по цеху (той же Инны Желанной). «Саянское кольцо», конечно, большой фестиваль, но даже там трудно найти укромное место для интервью. Ему ничего не стоит бродить вместе с журналистом в поисках такового, а потом еще и нести скамейки, чтобы удобно было сидеть. Музыкант, философ и просто хороший человек, лидер группы «Ят-Ха» Альберт Кувезин в интервью «Красноярскому комсомольцу».

Антон Видишев.

– Вы получаете премии BBC, вас номинируют на Grammy. В России же вы, по сути, никому не интересны, и если бы не спонсорские деньги, мы бы вряд ли увидели вас в Шушенском. Почему так получается?
– В этом плане вы, конечно, правы. Однако рано или поздно это все равно бы началось, стали бы появляться такие фестивали, как «Саянское кольцо». Все это дело времени. Худо-бедно, но в России, особенно в западной части, на самом деле этническая музыка в разных проявлениях просачивается через всякого рода стены. Например, в тех же московских, питерских и даже новосибирских, екатеринбургских клубах зачастую играют этнические исполнители из разных стран. Правда, интерес к африканской и латиноамериканской музыке более стабильный. Наверное, в силу того, что это более танцевальные вещи. Азиатская или австралийская музыка еще не так широко распространена. Но так или иначе, мы и «Хуун-хур-ту» давно выступаем на Западе и популяризируем свой край, в частности, Туву. Уже давно я встречаю россиян за границей, которые с интересом ходят на фестивали world music, которые стабильно проходят в Европе с середины 80-х годов прошлого столетия. Эти люди привозят свои впечатления, записи, и постепенно формируется своеобразная нарастающая волна популярности этно-музыки.
Есть один нюанс. В той же Америке популярные жанры рок-н-ролл, поп и т.д. надоели в чистом виде. Еще в конце 1960-х на фестивале Woodstock можно встретить в исполнении некоторых групп использование национальных мотивов, в частности, африканских и латиноамериканских. Те же Led Zeppelin уже тогда ездили и изучали музыку Марокко, Пакистана, Индии. Те же Beatles постоянно были в поисках нового звучания, поиска необычных ладов, потому что человеческое ухо – это не только орган тела, но и инструмент, через который в мозг попадет определенная информация. Рано или поздно уху хочется чего-то свежего, так же как рано или поздно приедается массовая кухня, массовое телевидение и т.д. Хочется чего-то настоящего. Может быть, на Западе, где очень серьезно развит шоу-бизнес, все это поняли быстрее, чем у нас. Хотя нам не стоит забывать, что в России были непростые времена построения коммунизма. Этномузыку за рубежом называют world music (мировая музыка. – «КК».), в России этот термин не прижился…

– Может, потому, что мы постоянно делим все на наших и не наших, наше и не наше?
– Да, есть такое. Возьмем фольклор. В Америке и у нас это слово имеет разное значение, хотя произошло от одного немецкого корня folk (народ). У нас это народная музыка, если в Америке скажешь «фольклор», там люди сразу представят человека с гитарой. Есть пока некоторое несоответствие понятий…
Я знаю, любители этнической музыки в России есть. И даже если бы не «Саянское кольцо», все равно какие-то спонтанные мероприятия случались, и они уже есть. Бывает, что приедешь в какой-нибудь провинциальный городок Западной Сибири или Дальнего Востока, и у людей есть записи каких-нибудь экзотических исполнителей.

– То есть пока этническая музыка – это исключительно экзотика?
– То, что я видел здесь, в Шушенском… даже Джеффри Ориема не так экзотичен уже, не считая, конечно, внешнего вида.

– Да и внешний – он запросто сойдет за футболиста какого-нибудь ЦСКА…
– Да уже и в Сибири такие футболисты есть… Вообще же этническая музыка – понятие достаточно широкое, о ней можно говорить очень долго. Думаю, правда, что в России она еще какое-то время не будет достаточно популярной. Музыка сегодня, как и спорт, – это большой бизнес. Популярные сегодня жанры, тот же хип-хоп или heavy metal, являются давно сформировавшимися коммерческими машинами со своими законами, иерархическими лестницами (промоутеры, адвокаты, журналисты) и т.д. Не удивительно, что иногда проявляется верх цинизма, когда говорят о том, что красивого мальчика без голоса и слуха могут легко сделать суперзвездой. Деньги и возможности шоу-бизнеса действительно это позволяют. Этническая же музыка не будет в России популярна, потому что пока не видно какой-либо коммерческой выгоды с этого.

– Одной из причин подобного является наше бесконечное метание в поисках непонятно чего, при этом мы забываем про собственные корни и возможность через ту же этническую музыку популяризировать русские традиции, традиции народов, живущих в России…
– Что касается «Саянского кольца», то в плане возрождения культурных событий фестиваль выигрывает у своих западных аналогов. В Европе или Америке подобные мероприятия проходят с целью объединения, стирания различных негативных явлений, в том числе расизма, национализма – сплошная политкорректность. Им хочется, чтобы все было красиво. В России, в частности в Красноярском крае, к этому относятся по-другому. Это действительно своеобразный поиск исторических корней… Может быть, здесь еще геополитика какую-то роль играет во всех этих этнических терминах, фестивалях.

– Боюсь спрашивать, куда вы клоните…
– Лично я никуда не клоню, но вот те, кто все это организовывает… (смеется) Мы же знаем, что транснациональные компании подменяют собой порой правительства некоторых государств, им важно, чтобы все было одинаково, чтобы удобней было продавать. Шоу-бизнес тоже является частью глобальных процессов. Удобно, когда в супермаркете все разложено по полочкам – хип-хоп, поп, world music. Все стоит условные $16,99.

– Сколько стоит пригласить группу «Ят-Ха» на «Саянское кольцо»?
– Очень мало. Лично для меня это моральное удовлетворение. Та же статуэтка «Золотая Ирия» – это признание, которое очень важно. Все, что мы здесь заработаем, лишь покроет наши транспортные и хозяйственные расходы.

– Во время своего выступления на стадионе в Шушенском вы сказали, что надеетесь, что со временем «Саянское кольцо» станет тем фестивалем, на который известные исполнители будут приезжать исключительно по приглашениям, а то и сами доплачивать. Что для этого нужно сделать тем же организаторам?
– Мне бы было это очень удобно. Я живу всего в 300 километрах от Кызыла, по всему миру поездил. Мне ехать на какой-то фестиваль, например, в Бельгию (пусть там даже заплатят в два раза больше), никакого интереса и смысла нет. Если только бельгийское пиво хорошее попить. А здесь близко, приехать сюда недорого. Ну и природа здесь очень напоминает родину. И самое, наверное, главное – здесь очень хороший зритель. Он мне напоминает голландского лет 15 назад. Он тоже такой расслабленный, позитивно настроенный, готовый воспринимать все, что идет со сцены. Почему бы сюда не приезжать звездам самим. У нас в Туве проходит аналогичный фестиваль, и отмороженные финны легко едут в жаркую республику. Немцы тащат за собой огромные барабаны, платят большие деньги московским таксистам, чтобы перевезти эти барабаны из одного аэропорта в другой.

– Возвращаясь к уху, через которое в мозг попадает информация: какой посыл людям несет в себе творчество группы «Ят-Ха»?
– В нашей музыке закодирован исключительно позитив. Я ни разу не слышал о том, что кто-то, послушав «Ят-Ху», захотел кого-то убить, утопить или переживает депрессию.

– Ну а если кратко сформулировать некий девиз группы «Ят-Ха»: мир во всем мире?
– Думаю, надо брать шире.

– Мир во всей вселенной?
– Вселенную брать не будем. Возьмем хотя бы солнечную систему… В музыке, какая она бы не была слащавая и гладкая, всегда есть конфликт. Он должен быть. Без конфликта нельзя перейти на следующую стадию. Надо сначала повоевать, потом заключить перемирие, после которого наступит эпоха мира, эпоха созидания. Потом опять что-то назревает, все исчезает, опять строится. В космосе именно так и происходит все. Без конфликта музыка не будет никому интересна. Поэтому она всегда несет в себе определенную информацию. Есть, конечно, исполнители, которые любят поспекулировать, специально привнести экзотику в свое творчество, чтобы продаться какому-нибудь западному продюсеру. Но их быстро вычисляют.

– Песни ваши всегда рождаются в позитивном настроении?
– По-разному бывает. Но в любом случае в финале они приобретают позитивное звучание.

– В каком направлении «Ят-Ха» планирует развиваться дальше, определенной известности-то уже добились?
– У нас постоянно в голове какие-то новые проекты. Не всегда их, конечно, удается осуществить. Сейчас мы пишем музыку к фильму о Чингисхане, который снимает якутская киностудия. Из-за этого проекта мы в этом году отменили все европейские туры. В Америке нас пригласили озвучить один из театральных спектаклей, который ставится с использованием новейших технологий. Пока ничего конкретного сказать не могу, но это будет что-то доселе небывалое в истории музыки и театра. Естественно, пришло время выпускать свой новый альбом. Один будет акустический, а вот со вторым мы намерены поэкспериментировать. Хотим использовать шаманские тексты – обращения к определенным духам, произносимые на конкретный мотив. Будет heavy metal, переплетенный с шаманизмом.

– Не случится так, что человека, который будет слушать ваш новый альбом, посетит какой-нибудь дух, начнется какая-нибудь вакханалия?
– Вообще это может быть, если мы начнем привлекать тексты «черных» шаманов. Я их очень много читал. Одна шаманка, которой изменял муж, наслала проклятие и на него, и на любовницу. Там были просто ужасные тексты. Буквально, «чтобы твой член отсох, чтобы он истек кровью». Стараемся таких текстов не брать.

– Бывало, что брали?!
– Нет.

– Хорошо, «черных» текстов не будет. Значит, можно предположить, что песни из нового альбома группы «Ят-Ха» могут изменить жизнь к лучшему?
– В принципе, да. Вреда точно не будет.

– Давайте все же вернемся к «Саянскому кольцу». Что же на нынешнем этапе не хватает фестивалю?
– Один американский журналист сказал мне, что «Саянское кольцо» – это самый хипповый фестиваль из всех существующих в мире. Я тоже отметил расслабленность в хорошем смысле людей, собравшихся в Шушенском. Мне нравится, что милиция лояльна. Нет никаких дубинок, все в белом, настроены по-чистому. На мой взгляд, немного неудачна концертная программа в том плане, что конкурсанты выступают очень ограниченное время. Потом дискотека – это, конечно, хорошо, но мне кажется, это лишнее. Она должна быть действительно с этническим наполнением. Много пьяных, не как от водки, но все равно (несмотря на то что фестиваль «Саянское кольцо» однозначно относится к культурно-массовым мероприятиям, на стадионе «Урожай» в Шушенском свободно продавалось пиво. – «КК».). Сколько бы пива ни продавали в Дании на подобном фестивале, там люди не такие пьяные…

– Ну нужно учитывать, что пиво, производимое той же компанией «Балтика», получившей эксклюзивные права на «Саянском кольце», весьма и весьма отличается от датского пива не в лучшую сторону…
– Да, согласен. Но если они дают достаточно денег, первое время можно терпеть, но качество не должно страдать. Вкусы человека, а особенно его здоровье на следующее утро, ничем не заменишь… Днем программа не очень насыщена, может, имеет смысл сократить на один день фестиваль. Кроме того, я не вижу смысла платить бешеные гонорары, чтобы привозить западную звезду, абсолютно не известную ни в Сибири, ни в России, как, например, бразильца. Слава богу, не получилось. Эти деньги лучше потратить на поддержку местных музыкантов. Много еще что нужно додумать, уверен, что рано или поздно это произойдет.


Примечания от Кувезина: 
«Одна шаманка, которой изменял муж, наслала проклятие и на него, и на любовницу. Там были просто ужасные тексты. Буквально, «чтобы твой член отсох, чтобы он истек кровью». Стараемся таких текстов не брать»

«Этническая музыка – понятие достаточно широкое, о ней можно говорить очень долго. Думаю, правда, что в России она еще какое-то время не будет достаточно популярной»

«Не удивительно, что иногда проявляется верх цинизма, когда говорят о том, что красивого мальчика без голоса и слуха могут легко сделать звездой. Деньги и возможности шоу-бизнеса действительно это позволяют»

«Есть исполнители, которые любят поспекулировать, специально привнести экзотику в свое творчество, чтобы продаться какому-нибудь западному продюсеру. Но их быстро вычисляют»

Материал опубликован в газете "Красноярский комсомолец".


Назад
© 2009 Этно-рок-группа Yat-Kha. Все права защищены.
Контакты
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн