Пресса

Музыкант Альберт Кувезин. Мы долго были бедными… (газета Аргументы и факты. АиФ на Енисее, выпуск 29 (501) от 18.07.2007)

С «чёрными» шаманами не работаем.

Тувинская группа «Ят-Ха» — признанный лидер в области этнической музыки и номинант «Грэмми». Но в России эту банду «рокеров-горловиков», собирающих на Западе полные залы и стадионы, почти не знают.

«ЯТ-ХА» в нашей стране появляется на сцене не чаще двух раз в году, а на Шушенском фестивале «Саянское кольцо» группа дала часовой концерт. После выступления лидер музыкантов Альберт КУВЕЗИН согласился пообщаться с корреспондентом «АиФ на Енисее».

- Альберт, вы согласны с тем, что в России на этнической музыке не заработаешь? У нас в основном слушают латиноамериканскую — Дженифер Лопес и Шакиру…
- Российский интерес к «латино» или африканцам стабилен в силу того, что эта музыка — танцевальная. В остальном — нам далеко до тех же Штатов, где этника процветает. Американцам надоели традиционные жанры — рок-н-ролл, поп. Человеческое ухо — это же не просто «физиологический инструмент». Через него мозг получает информацию и всегда хочет чего-то экзотического. Не зря же легенды рока — «Битлз» и «Лед Зеппелин» — совершали «музыкальные экспедиции» — в Марокко, Пакистан, Индию. Хотели обогатить собственное звучание.

- В отличие от Запада, нам не приелся собственный фольклор. Мы его просто не знаем.
- Начнём с того, что в России и Америке слово фольклор имеет разные значения, хотя корень один: немецкий «фолк» — «народ». У нас под фольклором подразумевается народная музыка. В США — люди с гитарой, музыка «кантри», ковбои, салуны… Но Россия не так безнадёжна. К нам приезжают мировые этно-звёзды — Сезария Эвора, Наташа Атлас. Интерес, постепенно возникающий к world music («мировая музыка» — так на Западе называют этнику — Прим. авт.), непременно приведёт нас к поиску собственных корней.

Сибирь — это Голландия 15 лет назад

- А в Европе каким целям служит этномузыка?
- Объединению народов. Этника старается противоборствовать расизму, национализму. В странах Старого Света эти темы особенно актуальны после окончания Второй мировой войны. К тому же, планетой правит глобализация. Транснациональные компании зачастую подменяют собой правительства некоторых государств — таким выгодно не покупать, а продавать. Построить огромные супермаркеты, где всё расписано по полочкам и жанрам, навесить ярлыки — тут поп, тут рок, тут хип-хоп. Сейчас, например, этника — это круто! Но что такое этника — толком никто не знает…

- Шушенский фестиваль может заполучить приставку «супер»? Поедут ли к нам мировые звёзды?
- Лично мне — удобно. Много покатался по миру, и ехать на очередной фестиваль в Бельгию уже не интересно. Разве что хорошего пива попить… Хотя гонорар, который нам здесь заплатили, покрывает лишь транспортно-питательные расходы. Зритель в Шушенском хороший — расслабленный, готовый впитывать новые ощущения. Прямо как в Голландии 15 лет назад. Природа опять же чудесная! Почему бы «звёздам» сюда не ездить? У нас в Тыве проводится фестиваль «Устуу-Хурээ» — гораздо менее престижный. Но приезжают же туда финны, немцы, американцы, везут дорогущее оборудование. А в Якутии лет десять назад «Фэтбой Слим» был — ныне звезда мировой электронной музыки, получающий 200 тысяч долларов за концерт. Тогда его никто не знал, он приехал, бесплатно вёл городские дискотеки…

«Чёс» против творчества

- Сколько платят этномузыкантам за рубежом?
- Прилично. В одной только Швейцарии летом проходят с десяток разных фестивалей. Множество групп банально зарабатывают там себе на жизнь. Приедут откуда-нибудь из Африки, отыграют три месяца — и целый год можно спокойно жить. Тувинская группа «Хуун-Хур-Ту» (она тоже выступала на «Кольце») занимается гастрольным «чёсом» 11 месяцев в году. Нет времени сесть, подумать, написать что-то новое — потому и пластинки у них похожи одна на другую. Но это закон шоу-бизнеса. Да и болезнь «третьих стран» — долго были бедными, хочется подзаработать.

- Вы хвалили «Саянское кольцо» за организацию сцены, звука, доброжелательных зрителей… А чего не хватает?
- Программа фестиваля сделана не очень удачно. Состав участников неровный. Молодые конкурсанты выступают по несколько минут, а гости-«звёзды» — огромными блоками. Потом ночные дискотеки. Иногда они бывают лишними — нужно их делать либо этническими, «в тему фестиваля», либо не проводить вообще. Очень много пьяных. На фестивалях в Дании — сколько бы пива ни продавали — всё более-менее спокойно.

«По велению Чингисхана»

- Чем «Ят-Ха» удивит нас в ближайшем будущем?
- Сейчас пишем музыку для кинофильма «По велению Чингисхана», который снимают на Якутской киностудии. Кстати, съёмки и в Хакасии проходили. Из-за этого проекта мы в нынешнем году отменили все европейские туры и фестивали. Ещё нас пригласили в Америку озвучить современный спектакль с использованием новейших технологий. Ну, и, естественно, пора выпускать новые альбомы. Один будет акустическим — таким хорошим, добрым… А второй — «металлическим», с использованием специальных шаманских текстов, в которых заложены обращения к духам.

- А это будут тексты «чёрных» шаманов или «белых»?
- У нас — только позитивные. Недавно слышал, как шаманка насылала проклятие на неверного мужа и его любовницу. Ужасные фразы вроде: «Чтобы твоё мужское достоинство отсохло и кровью истекло…» Если такую информацию заложить в музыку — ничего хорошего не выйдет. Мы стараемся брать «песни белых шаманов». Я получил официальное разрешение от человека, который собирал их по всем уголкам Тывы и издал отдельной книгой. Там очень богатый материал для фантазии. Даже кино фантастическое можно снять! Поэтому, если нас пригласят на «Саянское кольцо-2008», «Ят-Ха» обязательно приедет и удивит своих слушателей.

Владимир Пермяков.

Материал опубликован в газете "Аргументы и факты, АиФ на Енисее", выпуск 29 (501) от 18 .07.2007.
Ссылка на источник.


Назад
© 2009 Этно-рок-группа Yat-Kha. Все права защищены.
Контакты
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн