Пресса

Тувинский «рык - музыкант»

Обладатель самого низкого голоса планеты Альберт Кувезин поднял сибирские мелодии на мировой уровень.

Известный всему миру рок­музыкант и обладатель самого низкого голоса на планете Альберт Кувезин имеет студию звукозаписи в Лондоне, а живет на окраине Кызыла, города, расположенного в самом центре Азии, в том месте, где в огромной котловине сливаются Бий-Хем и Каа-Хем, образуя одну из самых полноводных рек континента — Енисей. Здесь очень холодная зима: минус 50 - нормальное явление. Частный сектор отапливается углем, и жирная, несмываемая сажа оседает повсюду. Зато летом воздух чистый — машин сравнительно мало, вредных для экологии производств нет. Правда, жарко и неудобно ходить. В этом городе нормальных, асфальтированных тротуаров очень мало, разве что в самом центре. Все остальное — песчано­гравийная смесь с добавлением булыжников. Не один сломанный женский каблук лежит на придорожных обочинах. Но «рок­звезда» на такие мелочи не обращает внимания.
Нацепив тренировочный костюм и поношенные кроссовки, Кувезин легко и беззаботно передвигается по городу, который любит и в котором знает каждый закоулок. Например, кызыльский парк культуры и отдыха — некогда самый красивый в Сибири. Сейчас он заброшен, многие его уголки завалены мусором, заросли бурьяном. Но он все еще неповторим в своей первозданности. Здесь юный Алик Кувезин четверть века назад вкушал первые плоды музыкальной популярности:

— Хорошее было время, — рассказывает он, ностальгически поглядывая на полуразобранную дощатую танцевальную площадку, — но какая-то смутная тревога уже тогда чувствовалась. Сначала городские пацаны просто «выпинывали» приехавших на танцы сельских ребят. Не нравились им их манеры, «немодная» и не всегда опрятная одежда. Потом деревенские стали объединяться в группировки и давать отпор городским. Драки становились обычным явлением. Правда, мне и моим товарищам никогда не приходилось в них участвовать. Принцип «не стреляйте в пианиста» соблюдался свято. Но играть и петь на фоне разворачивающейся потасовки было не слишком интересно. Потом, к концу 80-х, противостояние «городские–деревенские» приобрело другой оттенок: «русские–тувинцы». Как это нелепо…

Большего интернационалиста, чем Кувезин, найти трудно — его друзья разговаривают на самых разных языках мира. Сам он, наполовину хакас, наполовину тувинец, английским владеет в совершенстве, русский считает родным, свободно общается с «братьями по крови», представителями двух сибирских народов, кроме этого, понимает французский, немецкий и испанский. Его ближайшие родные женились и выходили замуж по любви, а не по «зову крови». Поэтому украинцы, казахи, немцы, русские — его братья, сестры и племянники не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Впрочем, истинным интернационалистом может стать только настоящий патриот, человек с «корнями». Многие «пробившиеся наверх» провинциалы, став жителями столичного мегаполиса, любят предаваться ностальгии, поговорить о «корнях», малой родине. Кувезину это ни к чему. У него имеется свое мнение, позволяющее жить в гармонии с собой: чтобы стать мировой знаменитостью, совсем необязательно бросать свою «малую родину» и отправляться на завоевание Москвы. Что, ворвавшись в начале 90-х в мир западноевропейской рок­-музыки, молодой музыкант Кувезин убедительно доказал. В конце прошлого века в крупнейших музыкальных универмагах мира появились полки, подписанные Tuva (полок с названием Moscow в западных магазинах нет).
Мировая знаменитость из окруженной Саянскими хребтами республики не разъезжает по столице на лимузине. Кувезин предпочитает Кызыл. Здесь его видели за рулем и весьма презентабельного японского автомобиля, и скромной советской «копейки». На вопросы, какой же автомобиль на самом деле принадлежит певцу и музыканту , имеющему студию звукозаписи в Лондоне и живущему в кызыльской панельной многоэтажке, следует лишь загадочная улыбка. Вообще Кувезин живет по какому-то парадоксальному, одному ему известному плану. Он может легко согласиться на приглашение соседей по гаражу «попить пивка», а может вежливо, но твердо отказаться от приглашения на банкет с участием VIP-персон, сославшись на необходимость работать. В прошлом году, проехав несколько сотен километров до Чаадана — столицы фестиваля Устуу-хурээ (на участие в котором не подавал заявки), он поставил палатку на краю лагеря и долго не хотел выходить из нее. Делегаты от собравшихся у костров подвыпивших компаний упорно и безуспешно уговаривали его присоединиться. Наконец, Кувезин со вздохом согласился, взял гитару, подсел к костру, но… петь так и не стал — лишь сидел и перебирал струны.
Среди представителей тувинского музыкального «бомонда» мнения о творчестве Кувезина противоречивые. Одни бранят его за то, что он слишком вольно обращается с национальной музыкой, традиции которой выстраданы вековой историей тувинского народа, другие — боготворят, поскольку он сумел пробудить интерес к древней культуре тувинцев, адаптировав ее к мировой музыкальной моде.
Впрочем, сам Кувезин уверяет, что на самом деле он воспитан на западной культуре и весь свой талант положил на то, чтобы приспособить музыку своего народа к веяниям современного рока. И действительно — начинал свою карьеру Кувезин как исключительно «прозападный» рок­музыкант. По его собственному признанию, в ранней юности его пение не производило особого впечатления. Обескураженный юноша обратился к фольклорным традициям и стал изучать основы хоомея — горлового пения. И тут случилось чудо — Кувезин неожиданно для себя и для окружающих извлек из себя голос невиданной силы, напоминающий не то гул урагана, заблудившегося в Саянских ущельях, не то рык снежного барса. Сегодня официально признано, что голос певца Кувезина — самый низкий на планете.
Созданный при его участии фольклорный ансамбль «Хуун-­Хуур-­Ту» показал всему миру, что великое искусство тувинцев имеет спрос в искушенном Старом Свете. Ансамбль и сейчас успешно гастролирует. Но уже без Кувезина. В начале 90-х, доказав всем, и себе в первую очередь, что он состоялся как певец и музыкант , Альберт Кувезин решил, что отдал достаточно музыкальным традициям своего народа и вернулся к своему любимому року. Друзья и коллеги-­ музыканты его не понимали — зачем что­-то еще искать, если наткнулся на «золотую жилу»? Долгое время Альберт экспериментировал и делал записи в одиночестве. Изучал книги, связанные с ритуальными обрядами народов Центральной Азии и Дальнего Востока, читал сборники восточной поэзии. Итогом этих усилий стала уникальная группа «Ят-Ха», в которой сплелись разные культуры и музыкальные стили. Первые концерты были настоящим шоком — на
глазах изумленных ценителей разрушались стереотипы и шаблоны. Знаменитое тувинское горловое пение, электрогитары и современные технологии звукозаписи в сочетании с народными инструментами сотворили чудо. Урбанизированный, задыхающийся в рамках им самим созданной цивилизации, Запад уже несколько десятилетий мечется в поисках глотка свежего воздуха. Сегодня такой отдушиной в музыкальной культуре стали звуки негритянского джаза и латиноамериканские мелодии. Переложенные на современные ритмы шотландские и английские народные песни в свое время принесли оглушительный успех «битлам». Россия пока, наверное, не испытывает столь острой нехватки «культурного кислорода», упиваясь безжизненными ритмами «попсы». Но те, кто хоть раз слышали неповторимый « рык » Кувезина, не забудут его никогда. Руководитель группы «Ят­-Ха» не торопится пробиваться к массовому российскому слушателю. Слишком много неприятных и даже унизительных препятствий надо преодолеть, чтобы попасть на вершины российского шоу­-бизнеса. Альберт Кувезин — человек деликатный и гордый. Он спокойно ждет, потому что уверен — в нашей стране пик моды на мелодии, созданные коренными сибирскими народами, еще впереди.

ДОСЬЕ
Кувезин Альберт.
Родился в Кызыле — столице Тувинской АССР. В детстве много путешествовал вместе со своей бабушкой. Закончив школу, играл на гитаре в местных рок­группах.
В 17 лет обнаружил в себе способности к горловому пению. Закончил музыкальное училище по классу контрабаса, после чего работал в Тувинской филармонии. Был одним из создателей известной и сейчас фольклорной группы «Хуун­-Хуур-­Ту». Почувствовав, что рамки национальных мелодий для него узки, занялся поисками собственного направления в музыке, итогом которых стало создание группы «Ят­Ха». Кувезину и его товарищам удалось найти звуковую дорожку, на которой пересеклись аккорды рока и тувинские национальные мотивы.
Вместе с созданной им группой «Ят­-Ха» (Yat-Kha) Кувезин выпустил семь альбомов: «Призрак Беды» (Свердловск, 1989), «Антропофагия» (Дженерал рекордс/ Москва, 1993), Yenisei Punk (Global Music Center/ Finland, 1995), Dalai Beldiri (Wicklow-BMG/ USA-Canada, 1999), Aldyn Dashka (Yat-Kha Records/ UK, 2000), Live in Europe (Yat-Kha Records/UK, 2001), Tuva. Rock (Yat-Kha Records/UK, 2003) Albert Kuvezin: Re-Covers (2005).
Начиная с 1995 года все диски группы «Ят­Ха» (Yat-Kha) попадали в верхнюю десятку Европейских хит­парадов в жанре World Music. В 1996 году Альберт Кувезин завоевал Гран­При конкурса Radio France International «Рок и Поп музыка на Востоке», в 1997 году — 1-ю премию за лучшее видео в малобюджетной категории на фестивале «Мидем» (Франция), в 1999 году — 1-ю премию музыкальных критиков Германии в категории «Оригинальная и необычная музыка». В 2002 году BBC Radio присудило Альберту Кувезиину награду в номинации «Лучший исполнитель Азиатско­Тихоокеанского региона в жанре World Music».
К сожалению, в России, несмотря на мировое признание, Кувезин и группа «Ят­Ха» известны большей частью знатокам этно­музыки и рока.

ФАКТ
23 ноября 1999 года впервые за последние 5 лет Москву посетила группа «Ят­-Ха», чтобы дать единственный концерт в «Китайском Летчике» и вернуться в Лондон, где участники коллектива уже давно живут и работают. Древние традиции тувинского горлового пения и современная жесткая гитарная музыка ввели многочисленных посетителей в транс. Лидер группы Альберт Кувезин покинул клуб в 8 часов утра. Следом за ним шли 118 девушек. Из дневника популярного московского ночного клуба «Китайский
летчик»






БЛИЦИНТЕРВЬЮ
«Желания уехать у меня никогда не было»
Придя как­-то вечером в редакцию газеты «Известия Тувы», в которой я тогда работал, Кувезин долго и задумчиво открывал и закрывал металлическую входную дверь. Ее завывающий скрежет ему явно пришелся по душе. Наконец, он попросил меня подержать цифровой диктофон и стал с душераздирающим скрипом «извлекать» из железных шарниров ритмичные звуки… В тот раз интервью не состоялось — Алик, воспользовавшись редакционным компьютером, перебросил «дверную мелодию» на флэшку, и мы пошли пить пиво. Кувезин под большим секретом сообщил о том, что ведет переговоры с создателями фильма «По велению Чингисхана» о написании музыкального сопровождения к историческому полотну:
«Твою дверь услышит вся страна, — подмигнул он, — с меня причитается».
Через несколько месяцев «секрет» стал известен всем — в печати появились сообщения о том, что Кувезин подписал контракт, согласно которому он выступит как музыкальный продюсер и композитор фильма «По велению Чингисхана». Недавно, когда группа «Ят-­Ха» выступала с единственным концертом в красноярском клубе «Нирвана», я вспомнил о своем «вкладе в российский кинематограф».

— Так «дверь» в фильме прозвучит?
— Конечно, это будет такой грозный и одновременно ностальгический звук, как эхо боевого клича армии Чингисхана, заблудившееся в скалах…

— И часто это у тебя бывает? Услышал скрип и… родилась мелодия?
— Наша жизнь наполнена звуками, которые порождают ассоциации. В этом суть музыкального творчества.

— Все забываю спросить, что означает название твоего коллектива?
— Есть такой старинный музыкальный инструмент в Юго-Восточной Азии, напоминающий русские гусли.
— Сколько стран объездил?

— Не считал. Много. С полсотни, наверное. Не был только в Антарктиде.

— Ты с детства хотел быть музыкантом ?
— Да. Бредил «битлами», «роулингами», доставал пластинки всякими правдами и неправдами. Национальной музыкой заинтересовался позже.

— Имя у тебя для тувинца странное — Альберт.
— Меня назвали в честь великого ученого — Эйнштейна. Тогда, в 60-е, был настоящий прорыв, покоряли космос, делались великие открытия. А людей делили на физиков и лириков.

— Значит, назвали тебя в честь физика, а ты стал лириком?
— Сейчас время другое — культура не является монополией лириков. Без использования новейших технологий добиться настоящих высот трудно. Я, конечно, лирик, но и физик тоже. В значительной степени…

— Ты много изучал историю культуры, религии Востока… А сам в Бога веришь?
— Верю… Но ни к какой конфессии себя не отношу. Все в мире взаимосвязано. Не может быть, чтобы все происходило само по себе, без участия каких­то высших сил. Но это слишком философский вопрос для газетного интервью… Я знаю, что зачем­то живу на этой земле. И поступаю так, как мне подсказывает мой внутренний голос.

— У тебя была возможность уехать на Запад, там ты более востребован, чем в России. Почему не уезжаешь?
— Такая возможность теоретически есть у каждого. Другое дело — совпадают ли наши возможности с нашими желаниями? У меня такого желания никогда не было.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Сергей ВОРОНОВ, известный гитарист и рок­музыкант
— Однажды мы с Аликом Кувезиным из группы «Ят-­Ха» плыли на пароходе по Волге. А Алик, как известно, мастер горлового пения. И мне захотелось взять такую же нереально низкую ноту, как он. Я, было, попытался, но кишка оказалась тонка. Тогда Алик предложил взять две бутылки коньяка. Под утро я звучал
ниже гудка парохода. Мой нормальный голос потом восстанавливался две недели.

Междит­-оол ООРЖАК, тувинский журналист:
— Когда я учился в Москве, мои соседи по общежитию доставали всех тяжелым роком. Врубят музыкальный центр так, что стены дрожат. А на тех, кто просил убавить, они смотрели как на убогих. Типа, что вы понимаете в крутой музыке? Меня это достало, я привез из дома диск и врубил на полную мощность
пару песен Алика Кувезина и еще колонкой тазик к стенке подпер. Так они две недели потом молчали, ошалевшие.

Артемий ТРОИЦКИЙ, известный музыкальный критик:
— В мире есть два уникальных голоса — один принадлежит Паваротти, другой — Кувезину.

Дмитрий Голованов.


Назад
© 2009 Этно-рок-группа Yat-Kha. Все права защищены.
Контакты
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн