Пресса

Тувинские традиции привезла в Иркутск группа «Ят-Ха» (Еженедельная газета «Восточный Формат» №10 [191] 27 марта – 2 апреля 2012 года)

Всемирно известная группа «Ят-Ха» из Республики Тыва, уже около 20 лет занимающая верхние строчки европейских чартов этнической музыки, на прошлой неделе дала два концерта в Иркутске. Публика в очередной раз смогла оценить уникальную манеру пения бессменного лидера коллектива Альберта Кувезина и неповторимое звучание группы, соединяющей в своих песнях традиции национальной тувинской музыки и рока.

 

Республика Тыва известна во всем мире сразу двумя музыкальными коллективами: «Хуун-Хуур-Ту» и «Ят-Ха». Обе группы сохраняют и популяризируют традиции национальной тувинской культуры и ее главную черту - горловое пение хоомей. У истоков обоих коллективов в свое время стоял гитарист и певец Альберт Кувезин. Сегодня он остается фронтменом «Ят-Хи», которая в этом году отметит 20-летие творческой деятельности.

 

Впрочем, два концерта, прошедшие в Иркутске на прошлой неделе, были посвящены не этому. 55-летие барабанщика коллектива Евгения Ткачева - вот причина небольшого тура по Сибири, в рамках которого группа уже дала концерты в Кызыле, Абакане и Екатеринбурге. Летом музыканты поедут во Владивосток, а затем в зарубежные гастроли. «Ят-Ха» вообще больше известна за границей, чем у себя на родине. Буквально сразу после выхода первого альбома в 1992 году группа отправилась на фестиваль WOMEX (World Music Expo) в Берлине, где европейские продюсеры тут же взяли коллектив в оборот. После этого практически все альбомы ансамбля записывались исключительно в Европе, там же проходили и гастроли, так что возвращение в Россию у «Ят-Хи» было долгим. «Поэтому мы очень рады тому, что в последние годы больше концертов у нас проходит в России, и в частности в Сибири», - говорит Альберт Кувезин.

 

Хотя записи и выступления «Ят-Хи» 20-летней давности сильно отличались от сегодняшних, в первую очередь музыкальным стилем. Дело в том, что коллектив создавался совместно с электронным музыкантом Иваном Соколовским, известным в частности по работе в группах «Ночной Проспект» и «Центр». Так что музыка того периода была насыщена, помимо горлового пения Кувезина, электронно-индустриальными элементами, а сам стиль команды можно было бы описать как «этно-техно». Однако электронная музыка никогда не была родной для «Ят-Хи», и после выхода первого альбома творческие пути Кувезина и Соколовского разошлись. Стиль группы стал меняться сначала в сторону акустики, а затем в направлении рок- и даже панк-музыки. Неизменными оставались горловое пение и традиционные тувинские песни.

 

«Мы никогда не занимались фольклором в чистом виде, хотя пару альбомов все-таки имеют более аутентичное звучание. Но мы все-таки стоим за этно-рок, — рассказывает Альберт Кувезин. — У нас даже были конфликты с продюсерами и промоутерами, которые каждый по-своему видят, какой должна быть этническая музыка. И каждый считает необходимым выразить свои пожелания: кто-то в мягкой форме, кто-то — в жесткой. Поэтому несколько лет назад мы поссорились со всеми и играем только то, что нам хочется и нравится. И это счастье для артиста, когда он имеет возможность делать то, что он хочет».

 

Поскольку выступления, прошедшие в Иркутске, были посвящены барабанщику и перкуссионисту Евгению Ткачеву, то он и «заказывал» музыкуна концертах. Хотя, как человек достаточно опытный в концертной деятельности, он предпочел не ломать шаблоны и выстраивал программу исходя из принципа «всего помаленьку». Так что слушатели, пришедшие в концертный зал Сибирской академии права, экономики и управления, увидели и услышали все грани творческой деятельности коллектива. Во-первых, традиционные тувинские песни в акустическом исполнении (в том числе с использованием народного инструмента игила); во-вторых, утяжеленные электрогитарами композиции на тувинском языке; песни собственного сочинения на русском, а также собственные аранжировки шлягеров известных рок-групп с использованием горлового пения Альберта Кувезина. Немного старомодная атмосфера концертного зала САПЭУ создавала двойственное ощущение: будто находишься в помещении какого-нибудь дома культуры в 80-х, поэтому музыка, звучащая со сцены, не очень соответствовала обстановке. По этой причине второй концерт «Ят-Хи», состоявшийся в более камерной атмосфере джаз-клуба Chicago, был более непринужденным: тут можно было и потанцевать, и беспрепятственно отправиться в бар за напитками.

 

Несмотря на то что в Европе интерес к этнической музыке остается ровнымначиная с 80-х годов прошлого века, в России «этника» только-только начинает становиться известной и популярной. В пользу этого говорит хотя бы то, что в последние годы в разных городах появилось несколько музыкальных фестивалей соответствующей направленности, чего нельзя было представить, скажем, 10 лет назад. С другой стороны, Тыва уже сейчас возводит горловое пение чуть ли не в культ. В настоящее время «петь горлом» учат даже в музыкальных школах, но Альберт Кувезин уверен, что это не приносит больших успехов. «Сейчас горловое пение — это бренд Тывы, и к нам приезжают учиться даже иностранцы. Это уже превращается в такую систему, при которой настоящее, старое горловое пение исчезает, а то, чему учат, конечно, сильно вторично. Но я все равно рад, что оно сохраняется, хотя бы в таком виде», - говорит певец.

 

АНТОН КОКИН


Назад
© 2009 Этно-рок-группа Yat-Kha. Все права защищены.
Контакты
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн