Пресса

«Ят-Ха» – музыка и витамины из Тувы (Газета Абакан. 28.10.2008)

Тувинская этно-рок группа «Ят-Ха» широко известна в Западной Европе и Америке. Знаменитый музыкальный критик Артемий Троицкий однажды сказал, что ему известны только два уникальных голоса: первый принадлежал Лучано Паваротти, вторым обладает лидер «Ят-Ха» Альберт Кувезин. Что парадоксально, западный зритель знает тувинский коллектив значительно лучше отечественного - полупустой зал на последнем концерте в Абакане тому подтверждение. Музыканты много работают во Франции, Великобритании и Голландии. 8 ноября «Ят-Ха» даст концерт в столице Хакасии. А в начале октября продюсер группы Лу Эдмондс и Альберт Кувезин проездом посетили Абакан, тогда нашему корреспонденту и удалось с ними побеседовать. 

«Саянское кольцо - очень хороший фестиваль» 

- Иностранцы, побывавшие на «Саянском кольце», говорят, что в Европе за присутствие на таких мероприятиях надо платить.
Альберт: Надо. Иногда много - 200-300 долларов за один билет...
Лу: Нет, триста долларов это за два дня (смеется) и всегда есть скидки. Если берешь билет сразу на три дня, то получается еще дешевле. А если серьезно, то «Саянское Кольцо» - очень хороший фестиваль. И очень интересный именно для иностранцев. Если с каждым годом будет приезжать все больше гостей из-за рубежа, то это меня не удивит. Здесь у вас все условия такие... ну, костер, дрова... Можно просто сидеть, на гармошке играть... хорошо. 

- А погоня за кассой не портит фестивали?
Лу: Некоторые портит. Но если у фестиваля хорошее художественное руководство, которое старается выдержать концепцию, то он будет успешным. Если же начнется погоня за деньгами, тогда... Тогда популярность мероприятия с каждым годом будет падать. И если «Саянское кольцо» хочет расти, то должно потихоньку, не слишком быстро, соблюдая концепцию, выдержать двадцать лет. Если выдержит, то у вас будет просто супер-фестиваль. И до этого момента все - все! - должны поддерживать фестиваль. И это будет очень хорошо для вас. Очень хорошо для всей Сибири. И кстати, коммерческая музыка ведь не всегда попсовая. Вот если взять самого коммерчески успешного певца Сенегала и привезти сюда, то это разве будет попсово? Нет.
Альберт: другое дело, что привезти десять поп-групп из Москвы дешевле и выгоднее, чем одного сенегальца. Не говоря уже о коллективе в 20 человек из... из Дакара, например.

- Но деньги это не только гонорары исполнителям, это еще и инфраструктура: охрана, туалеты...
Альберт: Ну, на «Кольце» экосистема вокруг стадиона пока сама справляется. А вот в Англии, например, или в Голландии на таких фестивалях приходится тратить очень много денег на проведение канализации. Был огромный скандал, когда на крупнейшем британском фестивале в Гластонбери прорвало стоки... А люди билеты по триста долларов покупали.

Альберт Кувезин - обладатель уникального голоса
  
Витамины и проблема терминологии.

- Лу, а вы почему заинтересовались этнической музыкой?
Лу: Это очень сложный вопрос, на который есть очень простой ответ - я люблю музыку. Я люблю разную музыку. Ведь если мы сидим за столом, и у нас есть большой выбор блюд, то почему я должен есть только картошку? (смеется) Там есть помидоры, там есть лагман, там есть плов, там есть карри... Давайте покушаем все музыки в мире. Давайте попробуем. Это как витамины - каждому человеку надо много витаминов. У каждой музыки свой особенный вкус. Это еще великий джазовый композитор Дюк Элленгтон сказал: «В мире есть только два вида музыки - хорошая и плохая». Этих всех этикеток не надо. Просто есть люди, которые хорошо, которые искренне играют. А есть те, которые... ну, вы понимаете.

- Можно сказать, что русский термин «этническая музыка» и западный - World Music равнозначны?
Лу: Да можно конечно. Во французском языке, например, есть свое понятие, означающее примерно: «музыка, которая происходит из места, в котором ты живешь». В каждом месте в мире есть музыка - вот это и есть World Music. Это не жанр. Это... если вы живете в Англии, то английская музыка для вас World Music, если вы живете в Африке, то африканская, и так далее.
Альберт: На Западе это понятие как определение жанра уже растворилось. World Music - это просто музыка местного производства. А вот в России она подается с упором именно на этнику. Мне вообще кажется, что вся эта терминология нужна только музыкальным критикам, «этномузыкологам». Примерно так же, академики иногда думают: «какой бы сочинить набор слов, чтоб не понимал никто?» (смеется). Например, сейчас есть другой термин, он на Западе лет пять назад появился - Root Rock или Root Music - корневая музыка. Очень может быть, что в России лет через пять появится фестиваль рут-рока - самой народной, самой этнической музыки (смеется)...

- Лу, а, правда, что термин World Music вы придумали?
Лу: Нет, не правда. Его придумали мои друзья. Они собрались лет 20 назад в пабе. Они сказали: «Что мы будем делать? Мы выпустили много дисков, мы хорошие продюсеры, но наши диски невозможно найти в магазинах. В магазинах джаз, рок и классика. Ну, поп-музыка, еще». Тогда отделов, где продавалась бы африканская, азиатская, тувинская музыка, в магазинах не было. Они придумали много разных терминов, но потом остановились на World Music - мировая музыка. Они потратили три с половиной тысячи фунтов на промоушн. И все получилось - диски начали хорошо продаваться.

Наставление молодым.

- А почему нашим музыкантам так редко удается стать успешными на Западе?
Альберт: По той же причине, по которой наша рок-музыка всегда отставала от западной. У наших не было постоянной практики игры на публике. На Западе как делают? Там турне - это около двухсот концертов в режиме нон-стоп. После таких гастролей музыкант становится мастером, асом. А если наши играют раз в месяц, или раз в полгода даже, то потом просто уходят в никуда.
Лу: И не обязательно играть в клубе, или на большой зал. Мы в Лондоне очень часто делаем так: если в клуб не пустили, мы находим какое-нибудь тихое место и там играем. Даже микрофоны не выставляем. Не обязательно нужен большой концерт, главное - постоянно играть. Если ты постоянно не играешь, тебя нету. Я расскажу на примере. Группу REM знаете? Так вот, когда они только начинали, они не сидели, не говорили: «Вот, для нас только два клуба нашли, не можем мы играть, нам не дают долларов». Они просто выехали из дома и шесть месяцев выступали почти каждый день по всем США. И выступали практически бесплатно - заработанного хватало только на бензин и еду. После этого они - жжжик! - и все. Они уже там, наверху чартов. Потому, что они научились играть, общаться с публикой.
Альберт: Наши музыканты думают: «вот вырвемся на Запад  и там начнем зарабатывать». А на самом деле, все это миф. Потому, что там групп тысячи и тысячи в каждом городе. А клубов мало. И вот эти западные ребята сами работают целый день, репетируют, вечером идут в клуб и выступают. И что им за это дают? Им дают кружку пива и бутерброд - все! - молодцы, что выступили. Там десять групп на каждую неделю записаны на выступление в клубе. Я когда первый раз в Лондоне играл, мне дали пять фунтов стерлингов...
Лу: Это много (оба смеются)
Альберт: 5 фунтов, это по-нашему 100 рублей, кажется. На концерте зрителей было, может, человек шесть. Ну, пива дали три кружки...

«Один палка два струна»

- Если бы вы поехали на необитаемый остров, какую пластинку взяли бы с собой?
Лу: Что-нибудь из Small Faces, наверное.
Альберт: А я бы без песни поехал (смеется). Если бы там был песок, я бы писал на нем ноты. Начал бы с нуля человеческую музыкальную культуру. Нашел бы палку и веревку. А если бы там не было ни одной веревки, пришлось бы искать зверей, брать их жилы, делать из них струны. Один палка два струна... (смеется) А потом горловым пением...

Всеволод ПИМЕНОВ 

Для справки:

Лу Эдмондс - музыкант из Великобритании, один из родоначальников панк-рока, играл в группах: Public Image Ltd, The Damned, The Mekons, 3Mustaphas3. Сотрудничал со многими музыкантами, такими как Билли Брэгг и Кирсти Маккол. Выступал на одной сцене с легендарными Sex Pistols. Играет на гитаре, бас-гитаре, клавишных, шотландской волынке, норвежской флейте и других инструментах. Продюсировал тувинскую группу «Ят-Ха» и сделал ее знаменитой.

Материал опубликован на сайте "Газета "Абакан". 28.10.2008.
Ссылка на источник.


Назад
© 2009 Этно-рок-группа Yat-Kha. Все права защищены.
Контакты
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн