Пресса

Главный источник вдохновения - моя родина (газета Информ Плюс #6 от 02.2000).

Он общался с еще только начинающими музыкантами - Сукачевым и Кинчевым.
Он одним из первых рискнул соединить рок с тувинской народной музыкой, органично вписав ее в свои композиции. Благодаря ему, московская рок-тусовка узнала, что такое Тува. С его помощью многие тувинские музыканты обрели известность.
В какое-то время заграница стала его домом, а на свою малую Родину он приезжает больше в качестве гостя.
Сегодня он в расцвете творческих сил и таланта, а его группа полна планов на будущее.
Нам кажется, что мы знаем о нем очень многое, но лучше, чем он сам, о нем не расскажет никто. Итак…

- Альберт, ваша группа известна как в России, так и за рубежом. Но почему "ЯТ-ХА" еще ни разу не выступала в Туве в полном составе, несмотря на большое количество поклонников?
- Просто никогда не было никаких приглашений и предложений, а мы уже не в том возрасте и положении, чтобы бегать и что-то предлагать кому-то. И это относится не только к Туве, но и к России в целом. В прошлом году в декабре нас нашли и пригласили на концерт в Москву, и там, кстати, мне задали аналогичный вопрос. Тогда я ответил: "Было время (в начале девяностых), когда я ходил по всевозможным инстанциям с идеей популяризации новой группы, но все отворачивались. Сейчас другое время: вам надо - вы бегайте и звоните". Мне сказали: "Хорошо". А в Туве, видимо, сохранилась похожая ситуация.

- Альберт, допустим, тебе предложили где-то выступить, платят хорошие деньги... Ты согласен работать перед любой публикой?
Слова Альберта привлекли внимание "Адептов" (наш разговор состоялся в "штаб-квартире" группы "Адепт Хорс" - в подвале Тувинской госфилармонии, хотя сами музыканты предпочитают называть его местным рок-клубом). Те в азарте интересуются: "А за большие "бабки"? За "штуку" "баксов" "поведешься"?
- Нет.
"Адепты": А за миллион?!
- Ну-у, тогда можно поговорить. А вообще-то, дело даже не в этом.
?..
- Понимаешь, мне, к примеру, в Москве тот "денежный мешок", что готов "отстегнуть бабки", - никто. В Кызыле – другое дело: со многими "новыми русскими" (или "новыми тувинцами" - как вам больше нравится) меня связывают отношения с детства. Поэтому и вопрос даже не в деньгах.

- А кто же те люди в Москве, с кем ты советуешься, общаешься, дружишь, чье мнение ценишь?
- Шевчук, Кинчев, Сукачев, Толя Крупное (царство ему небесное), Сергей Воронов - мы с ним были очень близки, и другие музыканты, которых я помню и уважаю именно потому, что в те застойные годы, когда рок был официально под запретом, они занимали действительно гражданскую позицию. Сейчас они уже в возрасте и пожинают плоды того, на что потратили всю свою жизнь. И их слава сегодня - вполне заслуженная, ведь на пути к ней было много неприятностей. Я, например, видел, как в Москве милиционеры избивали дубинками Сукачева...




- Тебе тоже доставалось?
- Я, конечно, моложе их, но отлично помню, как это было в Туве. В то время, при обкомах партии, отделах культуры существовала жесткая цензура, отсеивающая тех, кто не вписывался в отведенные рамки. Причем, за их спиной стояла мощная государственная машина в лице МВД, КГБ. Сотрудники ОБХСС ездили по клубам и дискотекам, отбирая выручку и составляя протоколы в милицию. В лучшем случае отделаешься испугом, в худшем - напишут докладную, и тебя выгонят из школы, или уволят с работы. Я отделывался легким испугом: мы отдавали все деньги, те забирали их себе без составления протокола - и конфликт был исчерпан.

- Ты потому и поехал в Свердловск, что понял - то, что ты делаешь, здесь никому не нужно?
- Да, ведь к тому времени (1986-1987 гг.) уже началась перестройка, и я думал - наконец-то можно что-то сделать. Но на самом деле оказалось - нет, потому что люди остались те же самые, они только с трибун начали говорить другое, а фактически-то, ничего не изменилось. В то время существовала система худсоветов, которые принимали программы. Повезет, если в худсовете оказывался хоть один музыкант, чаще же там заседали партократы, которые следили только за внешним видом и манерой поведения.

- Ты соответствовал их требованиям?
- Более-менее. Хотя, конечно, джинсы - это сразу «минус», волосы ниже воротничка - тоже, не говоря уже о "кривлянии" на сцене. В общем, невозможно было сдать программу, чтобы получить разрешение на публичное выступление. Или такой нонсенс: напишешь в рапортичке "рок-группа" - тебя автоматически вычеркивают, поэтому все писали – «ВИА».
Позднее, к концу восьмидесятых, началась «оттепель», и в Свердловске был создан первый рок-клуб. Это было время расцвета «Наутилуса»; «Агата Кристи» ещё только выпустили свой первый альбом. Начинали свои выступления группы "Настя" и "Чайф". А у меня, тогда еще очень молодого человека (хотя за спиной уже была работа в ансамбле "Аян", музыкальное училище и даже один курс Кемеровского института), в голове уже была масса идей, но не было возможностей для их реального воплощения. Так вот в этом, первом в стране свердловском рок-клубе, организаторы пытались внедрить систему западной рок-музыки на российской почве - это маленькие и большие клубы, где собираются люди, где каждый вечер живая музыка, где можно играть рок, «кривляться» и одеваться как хочешь. Тогда же появились первые студии, на одной из которых я и записал свой первый альбом. Он заинтересовал администратора клуба, который и дал мне возможность выступать.

- С чем ты обратился тогда к своим слушателям?
- Это была музыка, в которой я пытался соединить хард-рок с тувинскими мотивами, с текстами на русском языке и в стилистике азиатской мифологии.

- И первая реакция зрителей...
- Шок...Я соединил горловое пение и рок, - это сейчас стало достаточно банально, а тогда народ просто недоумевал. После этого последовали приглашения на конкурсы, фестивали. Появились новые связи, знакомства, рождались новые идеи совместного творчества. Так в 1990 году был создан новый коллектив "Кунгуртуг", ушедший, правда, позднее в сторону чистого фольклора. Мне это стало неинтересно, и я понял, что пора заняться своими проектами.



- Характеризуя твое творчество, мы используем такой термин - фольк-рок. Можно на более доступном языке объяснить, что же он, собственно, означает?
- Сейчас уже стало очевидно, что "рок" - это часть молодежной культуры, это образ жизни. И есть музыка, которая к этому прилагается. Это всегда протест. А протест тем и характерен, что позволяет двигать общество вперед. Ведь, если не будет протестов, революций, каких-то авангардных идей, общество перейдет в статичное положение, в котором неминуемо начнется процесс гниения. А болото рок-музыке чуждо: бурные течения с камнями, водопадами и перепадами - это и есть рок-музыка, если оперировать
понятиями натурализма. Так вот, корни нашей музыки ведут туда, в этот бурлящий поток, а другой корень, очень мощный, ведет в тувинскую народную музыку. Встретившись (благодаря тому, что Тува вошла в состав России, а Россия - в мировое сообщество), эти
два корня и питают наше творчество. А вообще-то, термин "folk" имеет разные понятия у нас и на Западе. Для нас - традиционная народная музыка, а там - просто человек с гитарой.

- Как появилась группа "ЯТ-ХА"?
- Переехав в Москву, стал работать с московскими музыкантами, и в 1992 году, мы вместе с Иваном Соколовским, занимавшимся созданием электронной музыки, записали свой первый диск "Антропофагия", и в этом проекте впервые появилось название "ЯТ-ХА".
Но, поскольку я всегда был склонен к живой музыке, проект оказался недолговечен -через полтора года мы с Соколовским расстались, а я призвал своих земляков - Алексея Саая и Евгения Ткачева. Наш новый диск "Енисей Панк", выпущенный "Global Music Center",
пользовался успехом - музыка "техно" только появилась в России, это была "маленькая революция". Но особую популярность "Енисей Панк" завоевал в Скандинавии и однажды попал в руки музыкантов группы "Chieftains" - "монстров" ирландского фольклора (кстати, название группы переводится, как "вожди"). Их лидер создал свою фирму, за спиной которой такие международные корпорации грамзаписи, как, например, "BMG". У нас к тому времени уже был свой менеджер Лу Эдмондс, состоялись переговоры, а дальше - дело техники. Так мы влились в систему западного музыкального бизнеса. А дальше - поездки, поездки, поездки. Гастроли, гастроли, гастроли. Между ними – паузы для записи нового альбома, а после опять – гастроли, фестивали. Потом – окно, едем домой, отдыхаем.

- Сколько уже было в твоей жизни гастролей, турне, не считал?
- Ох, трудно сказать...Когда-нибудь, на старости лет, я их посчитаю. В США уже были три раза, несколько раз объездили Европу - ведь мы работаем вместе уже больше шести лет. Вообще-то, я начал гастролировать с 17 лет, когда сразу после школы попал в ансамбль "Аян" и удрал из дома, оставив записку: "Уехал на гастроли".

- Трудна гастрольная жизнь артиста?
- Переезд из города в город занимает, в среднем 5-8 часов, в этот же день - концерт, ночевка, рано утром - опять в дорогу. Было бы очень тяжело, если бы не прекрасные условия, сильно отличающиеся от наших: шикарные дороги, мягкий автомобиль с кондиционером, питание по режиму, комфортабельные гостиницы, хорошие.

- Как вас принимают? Чем, на твой взгляд, вы интересны зарубежному зрителю?
- Встречают нас всегда очень доброжелательно. Похоже, зритель всегда удовлетворен концертом. Но особо меня радует другое: приходят не только "ботаники" - люди, узко интересующиеся, например, Тувой, философией Востока, или просто экзотикой (экзотики там хватает, так как есть другие "экзотическое" исполнители, в том числе, горловики из Тувы). Приходят молодые люди, которые только что ходили на концерт популярной западной рок-группы, а теперь пришли послушать и нас. И, если они приходят на концерт, покупают наши диски, значит, это им интересно: "Как это?! Из Сибири, из глухой тайги приезжают современные люди с гитарами и пытаются исполнять наш же рок!" Для них это и смешно, и очень весело, ведь это рок очень своеобразный и свежо звучит.

- А были ли провалы?
- Явных "фиаско" мы не переживали. Провал - это если ты его оценишь так сам. Допустим, что-то в исполнении не получилось, ты не сумел донести до зрителя общее представление о своей музыке, и ты это знаешь, хотя зритель такого может и не заметить. Но, когда принимаешь свои ошибки, пытаешься их исправить - это, на мой взгляд, и есть шаг к развитию. А так, любой успешный концерт проходит обычно на "ура", даже посредственный зритель принимает достаточно тепло. Хотя музыкальные критики вполне могут написать резкую статью.

- У тебя такое было?
- Раза два.

- Что не нравилось критикам?
- То, что мы играем на гитарах тувинскую музыку. Они считают, что фольклор должен существовать в "чистом виде". А рок ритмы... Для них это очень ранимо - рок-музыка воспринимается как своя американская народная культура, и если кто-то другой её исполняет…

- В общем, ревность?
- Может, и так...

- Куда намечаются следующие гастроли?
- На март запланировано турне в США - Нью-Йорк, Сент-Луис и т.д. (всего около 20 городов восточного побережья). Мы большое имя: у них несколько «Грэмми» (престижнейшая американская награда сфере шоу-бизнеса) в жанре фольклорной музыки, они собирают огромные концертные залы, у них большая армия поклонников. Это группа "со стажем": ее музыканты - солидные люди "в возрасте" этакие "дядечки-дедушки", ведь им уже за пятьдесят...
Пригласили они нас сами, что для нас большая честь, ведь у них был большой выбор. Это хороший шанс для группы "ЯТ-ХА" показать себя перед другой публикой. На концерты "Chieftains" ходят, в основном состоятельные люди среднего и старшего возраста. Они хотят послушать музыку и знают в ней толк, ведь там, на Западе, если хотят знать музыку, то слушают не только свою, англоязычную, но и музыку народов мира. Мне кажется, нам не мешало бы этому поучиться - у нас люди очень мало знают другие культуры, больше видят то, что показывают по телевидению. Но когда человек ограничен в своих интересах, это влияет на его общую культуру, на его жизнь, работу, в том числе,

- Будете петь "вживую"?
- А как ты себе представляешь?! Там с этим очень строго - американцы на "фанеру" просто не пойдут.

- Какие чувства ты испытываешь обычно перед гастролями?
- Чувства путешественника...Колумба, открывающего для себя Америку.

- Но ты, же был в Америке!
- Значит, чувства Колумба, открывающего для себя Америку во второй раз (смеется).




- Ты много работаешь, а где и в чем ты находишь источник вдохновения?
- Мне трудно перечислить все... Но самый главный источник вдохновения для меня - моя Родина. Природа родного края, его люди. Всегда хожу на концерты и стараюсь быть в курсе всего, что происходит. Я открыл для себя много наших молодых исполнителей и считаю, что по своим музыкальным способностям они превосходят многих российских звезд. Когда я их услышал, то понял, что Тува хотя бы в этом не является дотационной республикой, республикой-"вампиром".

- Так и родилась идея о фестивале живой музыки "Звезды тувинского рока"?
- Да, главная цель фестиваля - возродить традиции "живого" исполнения, "живого" звука, которые за последние двадцать лет почти полностью утеряны. Сегодня единственная группа в Кызыле, которая играет "вживую" - "Адепт Хорс" (причем, это единственная русскоязычная группа). Таким образом, городская молодежь оказалась как бы в своеобразном "культурном вакууме". Конечно, появлялись какие-то отдельные исполнители, которые в очень скором времени, как правило, исчезали. В Туве, как и в других регионах, стали плодиться точные копии популярных конкурсов, фестивалей, создавая условия для расцвета фонограмм. В этом нет ничего удивительного: наличие фонограммы снимает самую сложную и всегда актуальную проблему с аппаратурой.
Так многие музыканты, которые учились играть вместе, были вынуждены работать самостоятельно, каждый сам по себе, а именно ансамблевой игры не сохранилось. А все одаренные музыканты, связавшие свою судьбу и творчество с фонограммой, так далеко и не ушли в своем развитии, уровень профессиональной музыки в молодежной среде стал "сходить на нет". Чтобы такие профессионалы появились, необходимо, чтобы жила культура "живого" исполнения.

- Значит, подобные фестивали необходимы молодым исполнителям?
- Конечно, ведь пока им не с чем и не с кем сравнивать свой уровень исполнения. Им нужна сцена, обязательно - публика. Для молодых ребят (Сайлык Оммун, группы "Метакод") это будет проверка себя, дебют. Хотим привлечь и гостей: "старого", забытого Сергея Сокольникова, который лет десять назад был "дико" популярен по всей Туве, причем, в основном, среди тувинского населения, группы "Интернат", также спустя десять лет собравшуюся в прежнем составе. Будет "Адепт Хорс", "ЯТ-ХА" (кстати, впервые - в полном составе).

- А нужен ли этот фестиваль зрителям, молодежи?
- Фестиваль сам даст ответ на этот вопрос. В связи с приходом технологии в Туву, качество фонограмм, конечно, растет. Другое дело - хочет ли молодежь ходить на концерты фонограммной музыки и платить те же самые деньги за то, что не есть действие, не есть рождение музыки, так как отсутствует элемент импровизации, спонтанности - того, что во все времена и привлекало в музыке. Стоимость билета на этот фестиваль - пятьдесят рублей. Несколько дороже, чем на любой другой концерт, стоимость билета на который составляет 35 рублей. Но мы думаем, лучше заплатить 50 рублей за десять исполнителей "живых", чем 35 за "фонограммное зомби". Пусть люди выбирают сами.

У нас появилась возможность сделать свой выбор: фестиваль "живой" музыки "Звезды тувинского рока - 2000" пройдет в Тувинском музыкально-драматическом театре 12 февраля. Начало - в 18 часов.

Е. Капустина.

Материал опубликован в гахете "Информ Плюс" г. Кызыл,  #6 от 02.2000


Назад
© 2009 Этно-рок-группа Yat-Kha. Все права защищены.
Контакты
Evo-artСайт разработан в студии EVO ART
Разработка сайтов, графический дизайн